Антропология Ивана Ефремова.

 Наиболее ярко и выпукло свои взгляды на происхождение и эволюцию человека выдающийся советский писатель-фантаст и философ Иван Ефремов изложил в романе «Лезвие бритвы». Автор в предисловии к первому изданию назвал это произведение экспериментальным по форме. В ткань художественного повествования с приключенческим сюжетом вплетены драгоценные нити познавательных научных фактов, а также гипотезы и догадки самого Ефремова, озвученные в лекциях и монологах главного героя романа – ученого-психофизиолога Ивана Гирина.

 Гирин, сам являющий собой идеал человека, посвятил всего себя изучению человеческой природы. По его мнению, человек – это продукт развития жизни на Земле, получивший в процессе эволюции способность мыслить. Но признанная советской официальной наукой эволюционная теория происхождения человека в процессе естественного отбора биологических видов озвучена в романе в трагическом ключе. Гирин, постоянно подчеркивающий свои материалистические взгляды на жизнь, говорит о человеке, как о результате «тяжкого восхождения к мыслящему существу через миллиарды лет бессмысленного страдания живого». Но при этом не дается ответа на вопрос, почему же этот процесс бессмысленный, если в результате его появилось мыслящее существо.

 Человек по Ефремову целиком материален, включая и психику. Выступая перед индийскими духовными учителями, Гирин противопоставляет их представлениям о посмертном переселении душ взгляды о материальной передачи памяти поколений через механизмы наследственности. Именно в этом механизме, по его мнению, и заключено настоящее бессмертие, но не индивида, а вида в целом. «Каждая жизнь неповторима, как отдельность, и в то же время вечна или, во всяком случае, долговечна, как протянутая в будущее цепь сменяющихся и падающих волн одной и той же воды». Очень поэтичный образ! Хотя, и не бесспорный.

 В романе Ефремов выражает искреннее восхищение достижениями религиозных мыслителей Индии в познании методов совершенствования физических и психических способностей человека и противопоставляет им христианскую, а точнее, псевдо-христианскую антропологию. К сожалению, Иван Антонович критикуя христианство, пользуется штампами советской атеистической пропаганды. Но это не его вина, а скорее беда человека того времени, лишенного возможности самостоятельно познакомиться с первоисточниками христианской богословской мысли. Однако, религиозные воззрения Ефремова – это предмет отдельного разговора.

 Дальнейшие перспективы эволюции человека, как вида, Ефремов видит через построение коммунизма, который он определяет, как «высший, наиболее мудрый, общественный строй на Земле». При таком устройстве общества знающие, умелые и сильные люди (элита) сознательно ограничивают себя от излишнего потребления благ, которые они создают своим трудом, а более слабые выполняют свою работу с такой же отдачей и самоотверженностью, как и сильные. Для нового общества нужны новые люди, воспитание которых должно идти путем всестороннего развития телесных и духовных сил. Великая цель человека – самосовершенствование для общественной пользы.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять