Прорабатывая вопрос так называемой «Большевизации советов» я считаю, что здесь необходимы дополнительные исторические исследования. Думаю, что в наше время не помешает моё дополнительное пояснение ситуации. Она достаточно своеобразна и совершенно непривычна для нашего времени. А понимание её необходимо для понимания дальнейших моих работ.
«Большевизация советов» была буквально взрывообразной. Она началась в конце августа и закончилась в начале октября 1917 года.
Как такое могло произойти?!
Ясно, что с нормальным парламентским органом такого произойти не могло в принципе. Состав депутатов реально мог измениться только после всенародных выборов в какой- либо парламент (российский, региональный, местный) или на всеобщих выборах в парламенты всех уровней. Но советы не были нормальным парламентским органом. Фактически они были тем же самым, чем в СССР конца 80-х и начала 90-х были, так называемые, стачкомы. Только в горбачёвском СССР стачкомы не стали альтернативными органами государственной власти, поскольку М. Горбачёв, в отличие от самодержавия и А. Керенского, пошёл вначале на реальные всенародные выборы Верховного Совета СССР, а потом Верховного Совета РСФСР и местных советов. Позже мы рассмотрим этот вопрос детальнее, он имеет прямое отношение к данной теме.
Понятно, почему М. Горбачёв на них пошёл. Он просто не отдавал себе отчёт в том с чем играет. Номенклатура настолько привыкла чувствовать себя единственным хозяином в СССР, что и мысли не допускала, что избранные на действительно народных выборах советы могут перестать ей подчиняться. Когда же она это поняла, (после того, как популярность в народе начал набирать Б. Ельцин) было поздно. Ситуация полностью вышла из-под контроля номенклатурного начальства. Правда, к сожалению, она вышла из-под его контроля не навсегда.
В царской России всё было иначе. Советы и возникли потому, что самодержавие в 1905 и в 1917 году так и не пошло на настоящие всенародные выборы. Возникли альтернативные органы власти, которым люди действительно доверяли. Но возникали они стихийно и по-разному. Фактически у каждого совета того времени был, так сказать, свой устав, причём без кавычек. Самое же главное: они практически нигде не формировались на основе всенародных выборов. В них везде делегировались представители от коллективов промышленных предприятий, крестьянских общин, воинских подразделений и т.д. И ещё очень важно, что эти коллективы, общины, подразделения и т.д. в любой момент могли этих представителей отозвать или дополнить другими. Представитель или депутат совета, как кому больше нравится, не избирался на всенародных выборах и его статус зависел только от его популярности в том или ином сообществе. Это тоже не всегда хорошо, депутату нужна определённая независимость.
А. Керенский боялся всенародных выборов в Учредительное Собрание. Он полагал, что его партия эсеров не получит там большинства. Но в советах ротация депутатов мало зависела от всенародных выборов, вернее, не зависела вообще…
И что мы имеем на выходе?
В ходе «Корниловского мятежа» популярность большевиков резко возросла. Советы и комитеты РСДРП (б) получили от А. Керенкого официальное право создавать вооружённые отряды «Красной гвардии», а на всенародные выборы нормальных представительных органов власти А. Керенский не шёл.
И не нужно быть пророком, чтобы понять, что в таких условиях в советы неизбежно и на всех уровнях, за исключением крестьянских общин, начало делегироваться всё больше и больше большевиков.
Это и объясняет этот, нужно прямо сказать, потрясающий феномен «Большевизации советов». Партия, которая вчера ещё была в аутсайдерах, а лидер которой до сих пор скрывался в Финляндии, вдруг стала лидером в альтернативных органах власти. Традиционным же органам власти, на всенародные выборы в которые А. Керенский не пошёл, народ не верил. И большевиков в советах всех уровней становилось всё больше и больше со скоростью пожара. А дальше начались выборы в самих советах, их руководителей. На руководящие должности там тоже волной начали приходить большевики.
Продолжение следует…