VZ–9 Avrocar — отличный замысел в плохом исполнении.

     После Великой Отечественной войны мир изменился. Появилось ядерное оружие и концепция ведения боевых действий претерпела значительные изменения. Стало ясно, что противник в случае нападения в первую очередь станет выводить из строя аэродромы, на которых базируются самолёты — ядерные носители.

Картинки по запросу avrocar vz-9 фото

     Группа британских учёных, во главе с конструктором, Джоном Фростом, работавших в Канаде, выдвинула проект летательного аппарата – тарелки.

     Идея самолёта такого типа давно витала в воздухе. После войны стало известно, что нацисты активно разрабатывали такой ЛА и множество свидетелей, военнопленных Германии, видели его лично, а некоторые, по их показаниям, даже летали на нём.

     В 1950 году кампанией A.V. Roe Ltd были одобрены работы по созданию самолёта вертикального взлёта и посадки, и Джон Фрост приступил к постройке прототипа своей летающей тарелки. Собственно изначально форма ЛА была похожа на наконечник копья. Но аппарат получился неудачный и через непродолжительное время его переделали. В 1953 году проект получил название Avro Canada VZ – 9A.

Картинки по запросу avrocar vz-9 фото

     Пятиметрового диаметра диск оснащался собственного изготовления реактивным двигателем, который располагался в центре конструкции. Шесть управляемых сопел равномерно помещались вокруг него. Предполагалось использовать эффект Коанды – увеличение подъёмной силы у криволинейного крыла при неравномерном обтекании его потоком газов из сопел. По расчётам всё выглядело потрясающе и эффектно – скорость 2400 км./час, а потолок аж до нижних слоёв стратосферы (11 – 25 км.).

     Само собой, что проект был строго засекречен до того момента, пока канадское военное ведомство не прекратило финансирование, остановившись на отметке в 400 тысяч долларов. Выход из положения сразу появился – демонстрация летающей тарелки американцам, которые были шокированы как видом, так и потенциальными возможностями ЛА. Пентагон сразу взял машину под своё крыло, обеспечив проекту финансирование.

     Началась долгая и будничная работа под контролем США, но только через 4 года диск полностью передали американцам.

Картинки по запросу avrocar vz-9 фото

     Конструкцию силовой установки полностью поменяли – «усовершенствовали». Теперь центральный турбо-ротор раскручивали шесть авиадвигателей Armstrong Siddeley Viper. Недостатки проявились сразу – шумность и вибрация, постоянные утечки масла из моторов, и самое главное – очень сильный нагрев корпуса, вплоть до плавления дюралюминиевой обшивки корпуса. Устранялись они тяжело и долго. Из-за утечек масла тарелка три раза горела, из-за вибраций один раз аппарат полностью разрушился. Чудом не пострадали люди, в том числе и главный конструктор.

     Однако работы двигались своим чередом, кое-что улучшалось. Убрали три двигателя, усилили термоизоляцию и в 1959 году приступили к лётным испытаниям.

     На практике всё оказалось катастрофически плохо. В воздухозаборники засасывало выхлопные газы – резко снижалась мощность. Аэродинамическая подъёмная сила тоже оказалась меньше расчётной и распределялась неравномерно и на меньшей площади.

     Полёт состоялся, но что это был за полёт?! Диск раскачивало, максимальная скорость составила лишь 35 км./час. Высота – всего несколько метров. Из-за сильного нагрева после первого же полёта пришлось заменить некоторые агрегаты.

     Однако американцы не теряли оптимизма и промучались ещё несколько лет. На следующий год они подняли скорость аж до 60 км./час, по достижению этого порога тарелка становилась неуправляемой.

Картинки по запросу avrocar vz-9 фото

     Наконец терпение кончилось, и в 1961 г. испытания прекратили и ЛА поместили в музей. Сейчас он находится в Форт-Юстисе, Виргиния, в Музее транспортной авиации США. Ходят слухи, что на самом деле проект до сих пор ещё существует, а всё остальное лишь прикрытие и дезинформация для иностранных разведок.

   Материалы по теме: en.wikipediaru.pinterestwww.popmech

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять