Гностицизм(?) Ивана Ефремова.

 Некоторые исследователи творчества Ивана Ефремова считают, что он — как и ряд других советских писателей-фантастов — был членом тайного общества, проповедовавшего гностицизм. Так ли это было на самом деле? Мы вряд ли узнаем. По крайней мере, мне не известно о существовании подлинных документов, подтверждающих этот факт.  Но с другой стороны, следует учесть, что гностики всегда пытались окружить свое учение  неким ореолом таинственности. И поэтому, опираясь на тексты Ефремова, можно предположить, что Иван Антонович  не только был хорошо знаком с идеями гностицизма, но и отчасти сам их разделял.

   Для начала определимся с тем, что же такое гностицизм.

 Корни учения уходят в эпохи, предшествующие широкому распространению христианства в Римской империи. За время своего существования гностицизм породил немало разных ответвлений и школ, интерпретирующих основные тезисы этого вероучения на свой лад. Были здесь и мистерии с явно языческим основанием, возникали и философские течения, которые клонились к настоящему атеизму. Но что же является общим для всех этих направлений человеческой мысли?

  Во-первых, общее заключено в самом названии  – гностицизм. Гнозис означает в переводе с греческого «знание».   Могущество тайного знания, выделяющее избранных из толпы, является одной из главных отличительных особенностей этой религии.

 Человек, обладающий истинным знанием природы вещей, противопоставляется божеству. Человек поднимается на уровень богов и даже выше, так как может действовать вопреки их воле, по собственному усмотрению, а возможно и победить их в конфликте.

  Во-вторых, существующий материальный мир враждебен человеку. Создан ли он злым божеством, зародился ли сам путем взаимодействия естественных физических сил – в любом случае гностик должен познать механизмы его развития и научиться управлять ими по собственной воле. Существующий порядок вещей гностика не устраивает. Это касается и окружающего материального мира, и общественных отношений, и даже собственной человеческой природы. Отсюда вытекает следующая общая черта всех гностических течений.

  В-третьих, каждый гностик на протяжении всей своей жизни занимается познанием законов мироздания и развитием собственных духовных и физических сил с целью преобразования, как своей природы, так и окружающего мира — для избавления человечества от страданий, вызванных его несовершенством.

  Не правда ли, знакомые мотивы? Герои Ивана Ефремова высказывают аналогичные мысли практически в каждом произведении автора. Но максимально откровенно писатель декларирует свое почтение к идеям гностиков в романе «Таис Афинская». Здесь он подробно и с любовью описывает учение орфиков, в которое оказалась посвящена главная героиня романа. А орфики, как известно, являются древнегреческими предтечами гностиков. Уже в начале нашей эры гностицизм получает свое дальнейшее развитие в манихействе, различных христианских ересях, а далее – в каббале и оккультизме.

Продолжение следует…

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять