«Ганфайтер. Огонь на поражение», Валерий Большаков.

 На роман Валерия Большакова «Ганфайтер. огонь на поражение» я натолкнулся совершенно случайно. Название меня не зацепило, издательство «АСТ» тоже не радовало интересными текстами, но… что-то такое кольнуло, и я решил прочесть этот роман. И, как оказалось, не зря…

 Роман написан в таком довольно интересном стиле – в сравнительно недалёкое будущее перенесли вестерн. Да-да, тот самый вестерн, с ковбоями, ганфайтерами, дуэлями и прочими развлечениями времён Дикого Запада. Но, как же это удалось? А очень просто…

 После того, как наступило то самое «Светлое Будущее», о котором так много писали авторы времён СССР, жить стало лучше, да, но не для всех. После того, как труд человека был заменён трудом автоматики («вкалывают роботы, а не человек!»), образовалось катастрофическое число безработных. Были среди них, конечно и те, кто имел образование, специальность и прочее – и, скорее всего, смог бы найти себя в новом мире, но большинство оказалось людьми, скажем так, маргинального типа – которые и рады были не работать, тем более, что гарантированный минимум услуг можно было получать бесплатно. Вот с этого всё и началось – ещё до начала сюжета. «Сытые бунты», гражданская война с некими «Золотыми», которые были против Всеобщего Изобилия… Потом всё же выход из ситуации — «что делать с большим количеством безработных» — был найден. Была основана ТОЗО – Тихоокеанская Зона Освоения, где рабочие руки были нужны. Нужно было работать с китами – пасти их, охранять и обслуживать, работать на подводных фермах, добывать нужные элементы из «чёрных курильщиков» – в общем, работы, как таковой хватало. И народ отправился в ТОЗО. Кто-то работать, а кто-то… Ну, были и такие «личности», кого работа не интересовала совершенно. Вот взять чужое, да ещё и применив оружие…

 Таким образом, ТОЗО стала чем-то напоминать Дикий Запад – с китопасами-валбоями (от «whale» – кит и «cowboy» – пастух), шерифами и маршалами, выбираемыми в батиполисах (подводных городах), ну, и бандитами – так как бороться с ними централизованно было некому. Конечно, по заверениям Главного Руководителя ТОЗО, работа в этом направлении велась, и лет через десять всё должно было измениться в лучшую сторону, но пока…

 И вот, главный герой, Тимофей Браун, молодой человек из, в принципе, неплохой семьи, волею судеб оказывается в ТОЗО. Он устраивается на ранчо «Летящее Н», находит там себе новых друзей, вместе с ними проходит через массу вызовов и испытаний, решает разного рода проблемы и побеждает старых врагов. Сама по себе книга очень хорошо показывает быт китопасов, работы на глубине и взаимоотношения в столь необычном коллективе. Но – это не главное достоинство книги. Оно – в другом.

 Читая «Ганфайтера», у меня то и дело появлялось ощущение – «а места-то – знакомые!». И я не ошибся – действие романа происходит буквально в то же время (плюс-минус несколько лет), что и «Стажёры» Аркадия и Бориса Стругацких. Те же термины, те же материалы, один из героев летал на фотонном корабле (не на «Тахмасибе», конечно, но и без него таких кораблей хватало), а в «Хищных вещах века» Жилин как раз вспоминает те беспорядки, которые привели к Всеобщему Изобилию в описываемое время. Так же, в «Ганфайтере» есть тот самый «грёзогенератор» – «дрожка», на которой побывал Жилин в «Хищных вещах», да и прочие термины указывают на связь этих двух романов. Конечно, «Ганфайтер» совершенно не похож на творения Братьев Стругацких, ведь они никогда не писали таких боевиков, но… роман получился, как минимум, неплохим.

 Стоит ли читать «Ганфайтера»? На самом деле – вопрос спорный. Если бы не эти отсылки к «Миру Полудня» – роман был бы весьма и весьма средним. Его спасали бы только шикарные описания подводных сцен и морской живности. Те дуэли и прочие боевые сцены… ну, они неплохи, но маловероятно, что такая территория, как ТОЗО не имеет совершенно никаких централизованных средств для борьбы с разгулом преступности. Аналогия с Диким Западом это хорошо, но учитывая те технологические достижения, о которых пишет автор – вряд ли уместна. Нет, можно поверить в разгул организованной преступности – в связи со слабостью государства, которая как раз была описана в «Хищных вещах» – но, чтобы одиночки палили налево-направо, и им ничего за это не было? С другой же стороны – сам по себе роман получился довольно увлекательным и захватывающим. Помимо того, что он описывает подводный мир (повторюсь, описывает его очень хорошо и интересно), роман также более подробно расписывает и рассказывает о том Мире Полудня, каким он был, прежде, чем стать таким, как он был описан в «Возвращение. Полдень 22 век». И за это – автор заслуживает большого человеческого Спасибо.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять