Гипнопедия(2)

   

   После описания в первой части начальных данных о гипнопедии обратимся конкретнее к опытам, а также аргументам сторонников и противников метода.

   Хотя в период между мировыми войнами опыты по обучению во сне и показывали неплохие результаты, о них вскоре забыли. Если на начальном этапе второй мировой войны американцы пытались учить своих радистов азбуке Морзе с помощью гипнопедии, то с разворачиванием широкомасштабных боевых действий эта программа была полностью свёрнута.

 Понять прекращение работ можно — флоту и армии требовалось большое количество высококлассных радистов. Полагаться на сомнительную методику гипнопедии было по меньшей мере рискованно, а времени на эксперименты просто не было.

   

   Новая волна интереса пришла в страны социалистического лагеря в 60-е годы. Связано это с работами в области психологии и физиологии, которыми занимались Л.А.Близниченко, В.П.Зухарь, И.П.Пушкин и некоторые другие учёные.

  Сами эксперименты чаще всего проводились по стандартной схеме. На магнитофон записывалась нужная информация (чаще всего это был материал по курсу иностранного языка). Магнитофон настраивали на включение в момент сна. У Л.А.Близниченко в Киеве для студентов были оборудованы специальные аудитории в которых студенты могли спать. После засыпания включали запись, которая длилась от 40 до 60 минут. Курс изучения одной записи составлял от 5 до 10 подобных прослушиваний.

   Метод позволял изучать однородный материал — курс иностранного языка, математические и физические формулы, морзянку. Особенные успехи у студентов были отмечены с запоминанием иностранных слов. Учёные занимавшиеся в Советском Союзе обучением во сне полагали, что применение гипнопедии сокращает время необходимое на изучение курса иностранного языка в 3-4 раза.

 Наибольшего успеха в отношении гипнопедии в социалистическом лагере добился болгарин Георгий Лозанов. Он считается изобретателем суггестопедии. Принцип обучения заключался во введении человека в дремотное состояние, возникающее при помощи ведущего сеанс преподавателя. В этом состоянии резко ускорялся процесс изучения иностранных языков.

 Болгарские специалисты с помощью методов суггестии (психологическое влияние на человека) убеждали испытуемых о больших резервах памяти на уровне подсознания. Экспериментально удалось доказать, что на уровне подсознания у каждого человека развита сверхпамять.

   Затем Лозанов и Алеко Новаков включали для испытуемых музыку исполняемую на струнных инструментах в стиле барокко, темпом 60-64 удара в минуту. Эту музыку сменяли высокочастотные произведения Моцарта. Такое чередование темпов приводило к ускорению изучения курса в 2-10 раз.

   Однако в то время не всё было радужно в перспективах гипнопедии. В то время как учёные социалистического блока демонстрировали, в основном, положительное отношение к новой науке, в странах Запада возобладало критическое отношение.

    В 50-е годы американские учёные Чарльз Саймон и Уильям Эммонс провели эксперименты с записью электроэнцефалограмм. Работы американцев подтвердили факт усиления активности мозга при обучении во сне. Однако их эксперименты показали, что пребывая в состоянии глубокого сна, человек не в состоянии адекватно воспринимать преподаваемую информацию. Согласно исследованиям американцев, существует только возможность частичного запоминания данных, пока подопытный пребывает в дремотном состоянии.

   Эти исследования нанесли мощный удар по сторонникам гипнопедии, но переубедить их не смогли.

   Продолжение следует…

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять