Иван Ефремов и звёздные войны 7. Философия богатства.

  Вопрос: «Как разбогатеть?» мучает многих людей, и очень многие люди слишком на многое готовы, чтобы получить на него ответ. Между тем, этот таинственный ответ очень прост, но знание этого ответа способно помочь далеко не каждому. Как я уже сказал – деньги не от ума, а от характера, и богатыми, как правило, становятся те, кто обладает определённым качеством характера. И это качество только одно.

  В просторечии его принято называть – деловая хватка, но это именно просторечное выражение, и оно не говорит ни о чём, поскольку не совсем понятно, какой смысл в него вкладывается. Между тем смысл тоже очень прост. Если говорить нормальной терминологией, то деловая хватка – это сила воли. Я также уже сказал, что  сегодня никто не знает, что такое деньги, и, соответственно, товарно-денежные отношения. Научного определения этого понятия нет, равно как и не установлены законы этих отношений, и поэтому процесс получения больших денег уже тысячи лет является своеобразной лотереей.

  В результате в процессе зарабатывания (получения) больших денег главным является одно единственное условие – у тебя не получилось одно, берись за другое!  Не получилось другое, берись за третье! Четвёртое! Десятое! Тысячное! Главное – не сдавайся, главное – не опускай руки, рано или поздно пробьёшься.

  В этом, в принципе, не было бы ничего плохого, если бы, не одно «но».  Воля совсем не обязательно должна быть доброй и честной. Подлец тоже может быть сильным.

  Теперь представим себе, что при прочих равных сталкиваются интересы сильного подлеца и интересы сильного порядочного человека. Кто победит?!

  Ответ грустный, но очевидный – только подлец. У него нет нравственных ограничений. Например, порядочный человек не сможет никогда убить свою мать. Подлец ради личной выгоды способен и на такое. Более того, убийство собственных родителей, скажем, для того, чтобы быстрее получить наследство, среди подлецов – своеобразная норма, и это хорошо показано в литературе и искусстве.

  В результате мы  имеем то, что имеем. Богатыми в нашем изуродованном мире, как правило, становятся сильные подлецы. Отсюда и известное советское выражение «Звериные законы капитализма». И, что бы сегодня ни писали о коммунистической теории, оно объективно и абсолютно правильно.  В условиях капитализма хозяевами положения становятся те, кого Фромм назвал садистами, промежуточными и некрофилами, а я «зверями». Это очень серьёзная и ценная находка Карла Маркса.

 

                                                           Карл Маркс

  Но у «зверей» тоже есть свой кодекс чести и свои нравственные, вернее псевдонравственные нормы. У «зверя» полностью атрофируется совесть – чувство вины, но сохраняется и, более того, даже несколько обостряется честь – чувство стыда.  Любой «зверь» очень боится позора и, опозорившись, способен на очень решительные поступки, вплоть до самоубийства. На этом и построена неформальная система морально-нравственных ценностей «зверей», включая уголовные понятия. Для любого уголовного авторитета самое страшное: быть опозоренным или  (в их терминологии) «опущенным».

  Есть народное выражение: «Стыдно, когда видно» и оно правильно. Для любого зверя очень важно, чтобы внешне всё выглядело пристойно, и эту пристойность они берегут свято. Были разные формулировки этого принципа в разные времена. Может быть, наиболее наглядна известная формулировка спартанских мальчиков: «Воруй, но не попадайся». В уголовной среде чем более искусно ты воруешь и чем реже попадаешься, тем больше тебе чести. То есть, понятно, это извращённая честь, даже не ставящая вопрос о том, что воровать тоже бесчестно. Именно такая честь – главное условие богатства и доминирования в капиталистических странах.

  В номенклатурных  странах эти принципы работают в уголовной среде, вооружённых силах, правоохранительной системе.

  Это рождает устойчивое противоречие между «зверем и скотом» во всём мире. Уже много тысячелетий они главные конкуренты. Более того, «зверь и скот» живут в душе каждого человека. Собственно, человек и есть та самая тонкая бриллиантовая грань между бездной «зверя и скота» в нашей душе, тот самый Аристон Ивана Ефремова. Только нет ничего важнее и надёжнее этой грани, от понимания чего человечество ещё, увы, слишком далеко.

  Думаю, что теперь мы можем рассмотреть, кто такие «скоты».  Я уже отметил, что они куда опаснее для общества, чем «звери», поскольку являются куда большей степенью нравственной деградации.

   Продолжение следует.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять
guest
2 комментариев
old
new top
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Serge
3 лет назад

Аристон у Ефремова — это тонкое динамическое равновесие между двумя противоположностями. Что же Вы в человеке видите только эти противоположности — «зверя и скота»?
И еще мне кажется не совсем уместным употребление термина «бриллиантовая грань» в качестве синонима к «лезвию бритвы». Угол огранки бриллиантов не настолько уж острый и тонкий.