Northrop B-2 Spirit. Самый дорогой проект в истории авиастроения.

     Большая заслуга в создании бомбардировщика принадлежит Джеку Нортропу, основателю одноимённой фирмы. И хотя он сам не успел увидеть плоды своего труда в готовой форме, идея у него уже зрела с начала ХХ века.

бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

     Такой самолёт сконструирован по схеме «летающее крыло» и обладает солидным преимуществом перед обычной компоновкой из-за более полезного использования своей подъёмной силы. Хотя осуществить это превосходство стало возможным по мере развития технологий только во второй половине ХХ века.

     Совместная разработка В–2 фирмами Нортроп и Боинг началась в 1979 году и после 10 лет проектирования, конструирования и испытаний бомбардировщик «встал на крыло».

     Беспрецедентной оказалась стоимость проекта в 23 млрд. долларов. В итоге стоимость каждого ЛА составила 2,1 млрд. долларов. Ведь В–2 состоял из титановых сплавов покрытых в несколько слоёв радиопоглощающим материалом. Даже «кокпит», то есть остекление кабины, был напылен тонкой золотой плёнкой для улучшения обзора и предохранения от светового излучения при ядерном взрыве.

бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

     Для уменьшения заметности самолёта выбрана и форма планера без выступающих частей. Для охлаждения сопловых газов применяются прямоугольные сопла, а также специальная система охлаждения реактивных струй – источника тепловой энергии по которым наводятся ракеты.

     ЛА комплектуется четырьмя двигателями Дженерал Электрик тяговооружённостью по 8600 кгс., по одному воздухозаборнику на каждые два, причём особенной «хитрой» конструкции – изогнутого типа. 27 тонн ракет или бомб располагаются в двух центральных отсеках.

     Радиолокационное оборудование весьма мощное – две многофункциональные РЛС AN/APQ – 118. Кроме этого есть возможность связи со спутниками. Установлены современные системы целеуказания, которые подразумевают использование высокоточных ракет. В–2 также способен выполнять полёты на низких высотах в сложных метеоусловиях с огибанием неровностей местности.

     В дороговизну самолёта нужно включить не только планер и оборудование, но и обслуживание, которое является также самым дорогим в мире. Из-за сохранения свойств радиопоглощающего слоя, самолёт даже хранится в специально оборудованных ангарах с искусственным климатом.

     Однако повоевать он успел – в Югославии и Ираке. Для этого пришлось лететь прямо с аэродрома базирования в США.

     И всё же бомбардировщик довольно быстро потерял свою актуальность. Его эксплуатация, а тем более с развалом СССР, стала крайне незлободневна. А ещё кроме дороговизны ЛА и его обслуживания, в полёте его должны сопровождать несколько десятков самолётов обслуживания – истребители, постановщики помех, топливозаправщики. Гораздо дешевле использовать менее дорогие F–117, тоже изготовленные по технологии «Стеллс», и всего в сопровождении нескольких самолётов – заправщиков, при этом мощность удара такая же.

бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

     Вывод: в современных локальных войнах применение этого оружия просто не имеет смысла, так как с такими денежными расходами не каждое Министерство Обороны способно справиться, даже такое мощное как Пентагон, к тому же на вооружении состоят такие бюджетные ЛА как ТУ–95 или В–52. Материалы по теме: militaryarms.ruairwar.ru

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять