«Форма воды» (США, 2018). Фантастика или политкорректная сказка?

 Фильм, получивший «Оскар», почти сразу привлекает внимание публики. Нравится нам или нет — американское кино законодатель мод в сфере кинематографа. В этом году американские киноакадемики вручили главный приз «Форме воды» мексиканского кинокудесника Гильермо Дель Торо.

                   Американский человек-Амфибия.

  Начнем с сюжета: действие фильма переносит зрителя в 1962 год, в один из американских городов. Главная героиня, глухонемая девушка невзрачной наружности — классическая серая мышка. Ей повезло (или, наоборот, не очень) работать на секретном объекте, куда в один из дней доставили рыбоподобное чудище.

 В фильме есть небольшая неувязка — группа учёных (один из них, между прочим, советский агент) исследуют существо и агент Стрикленд без должной мотивации проявляет насилие к человекообразной амфибии. Мотивы главного антигероя, на мой взгляд, самое слабое место в драматургическом рисунке картины.

 Далее по сюжету между Элайзой (главной героиней) и безымянным чудовищем возникают взаимные чувства. Позже Элайза узнаёт, что человекообразную амфибию собираются отправить на опыты, и, чтобы воспрепятствовать этому, девушка с подругой и мистером Джейлосом (своим давним другом) устраивает побег. Побег проходит удачно, но на их след выходит агент Стрикленд…

 После множества перипетий, в финальной сцене амфибия убивает Стрикленда и вместе с Элайзой уплывает в океан.

                           Сказка ложь да в ней намек? 

 Пройдёмся по героям и попробуем найти ответ: что хотел сказать сеньор Гильерме?

 Начнём с главного вопроса: является ли фильм научной фантастикой в классическом понимании этого термина? Зритель, знакомый с творчеством маэстро, отнесёт его творения к жанру магического реализма или к сказкам, но никак не к научной фантастике. Поэтому сравнивать фильмы «Человек-амфибия» и «Форма воды» на мой взгляд некорректно. Первое произведение — фантастика с приключенческими элементами. Второе же — сказка для взрослых, одна из интерпретаций «Красавицы и чудовища».

   Главная героиня фильма — отринутая миром одинокая девушка, живущая, если так можно выразиться, в своей вселенной. Её единственный друг — престарелый художник (нетрадиционной ориентации, кстати). Дело в том, что одной из проблем, поднимаемых в фильме (если абстрагироваться от набивших оскомину тем толерантности, и посмотреть на проблему шире) является то, что не важно, какой ты и главное для тебя — достигнуть желаемой цели.  Художник на протяжении многих лет не может признаться в чувствах к своему (кхм…) близкому человеку, Элайза же ломает все шаблоны, вступив в связь с существом вообще иного…биологического вида.

 А может быть, написанное выше — лишь мои измышления в попытке облагородить фильм средней руки? И разгадка проста: «Форма воды» – ирония над политкорректностью как явлением. Известно ведь, что один из приёмов сатиры: хочешь возвести что-то в абсолют, доведи до абсурда. Плохо и отчасти карикатурно подана сюжетная линия с советской шпионской сетью, она по сути не играет большой роли в развитии сюжета.

 С визуальной точки зрения фильм сделан на высочайшем уровне, недаром Дель Торо — один из признанных мастеров киноязыка.

 «Форма воды» — неплохая сказка, однако она вряд ли заслужит место в пантеоне мировой киноклассики. Перед нами очередная фантазия безусловно талантливого человека. Оставим же художнику право на безумство.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии