Надувные самолёты.

     Шли 30-е годы ХХ века. Время Чкалова, героев-полярников, полёта СССР – США через Северный полюс. Молодёжь бредила авиацией. Создавались новые типы летательных аппаратов, появлялись талантливые конструкторы. Одним из них был Павел Гроховский.

Картинки по запросу фото павла гроховского

 В военной концепции того времени возникла необходимость продумать тайную доставку диверсантов, разведчиков и грузов через линию фронта. Эту функцию возложили на планеры. Авиаконструктор Гроховский предложил принципиально новую конструкцию планера – надувную. В глаза бросались очевидные преимущества такого изделия – малый вес, а значит лёгкость транспортировки, дешевизна, относительная безопасность взлёта и посадки.

     На Ленинградском заводе «Красный треугольник» начались испытания «пневматического крыла». К испытателю пристёгивали крыло, разгонялись на грузовике, из кузова которого производился взлёт.

     Первые испытания «летающего матраса» прошли успешно. Планерист оторвался от автомобиля и пролетел несколько десятков метров. Успех вдохновил и было решено построить полноценный летательный аппарат, что и было сделано на заводе «Промтехника». Конструкция планера была крайне простой, у него даже отсутствовали рули поворота и элеронов. Крены и повороты пилот осуществлял наклоном корпуса. Некоторые конструкторы бюро и даже сам Гроховский опробовали планер. На авиа параде в Тушино в 1935 году летательный аппарат был показан членам правительства. Он получил положительный отзыв прессы, однако, несмотря на перспективность разработки, дальнейшего развития проект не получил. Формулировка – недостаточная прочность и громоздкость. Проект был закрыт, финансирование прекратили.

     Но идея продолжала жить. И вот после второй мировой войны, она оказалась вновь востребована. В начале 50-х американская компания Goodyear Aircraft преступила к разработке надувного самолёта. Прототип – GA – 33 представлял собой воздушный шар с двигателем, плюс хвостовое оперение и крылья. Специально разработали материал корпуса, он состоял из прорезиненной нейлоновой сетки и получил название Airmat. Двигатель – 40 л.с. служил не только для полёта, но и для подкачивания воздуха с целью обеспечения необходимой жёсткости. В разобранном, сдутом состоянии, самолёт мог быть упакован в легковом автомобиле.

Картинки по запросу фото GA-468

     Идея была такая – сбрасывать самолёт на парашюте за линией фронта с целью эвакуации солдат. Диверсант, с помощью обычного насоса, надувал его за несколько десятков минут.

   После успешных испытаний прототипа, американцы принялись за разработку сразу трёх моделей – GA-468 (одноместный), GA-466 (двухместный) и GA-468 для ВМФ. Это уже были настоящие самолёты. Оснащённые авиамоторами в 42 и 60 л.с. Вес достигал 340 кг. Характеристики существенно улучшились. Время полёта – 6 часов, скорость до 115 км/час и высота до 3 км. Материал корпуса уже делали из трёхслойного композита, каждый состоял из двух слоёв резины с нейлоновой сеткой между ними.

     Закрытию проекта послужило несколько причин. Это – крушение во время испытаний. Оборвался трос рулевой тяги, крыло не выдержало сильного крена, сломалось и намоталось на винт. Пилот погиб. Плюс недостатки – самолёт можно было сбить одной пулей, сложная сборка, да и к тому времени были найдены лучшие способы эвакуации людей и грузов.

 В итоге, несмотря на дешевизну проекта, который мог бы сэкономить США значительные средства, малый вес и лёгкость транспортировки проект застопорился и был закрыт в 1973 году.

     Материалы по теме: soulblog.ru , popmech.ru

0 0 голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии