Экраноплан лунь — летающий крейсер.

     Несмотря на все разговоры, доводы и мнения, экранопланы – это очень перспективное направление развития авиатехники. Хотя именно военные разработки в настоящее время прекращены.

Советский экраноплан "Лунь" проекта 903 "Каспийский монстр"

     По сути экраноплан или экранолёт это низко летающий самолёт. Дополнительной подъёмной силой ему служит воздушная подушка – влияние земли. Поэтому ЛА летит над поверхностью в 5 – 15 метрах, но некоторые модели разработаны так, что могут свободно подниматься и на большую высоту, жертвуя грузоподъёмностью.

     Преймущество этого вида авиатехники в возможности взять на борт большое количество груза, незаметность, а если сравнивать с наземным транспортом – скорость и возможность передвижения по любой поверхности.

     В 1983 году, под руководством В.Н.Кирилловых, на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде был заложен экраноплан – ракетоносец «Лунь», проект 903. Решили строить сразу две машины. Его задача заключалась в скрытом «подкрадывании» к авианосцу и уничтожению его своим ракетным потенциалом.

     В 1986 году построили первый ракетоносец и направили его на испытания на Каспийское море с базой в городе Каспийск. Наконец в 1990 году «Лунь» был полностью испытан, подготовлен и передан в войска, где он и эксплуатировался в течение года. В дальнейшем содержание экраноплана посчитали слишком «дорогим удовольствием», поэтому его законсервировали на заводе Дагдизель, всё дорогое оборудование сняли.

Экраноплан "Лунь" проекта 903 "Каспийский монстр"

     Стоит заметить что «Лунь» — это один из самых больших ЛА – его габариты внушительны. Размах крыла – 44 метра, длина – 73,8 метра. Он мог перевозить 140 тонн груза на расстояние до 2000 км.

     Экраноплан оснащался восемью авиадвигателями НК-87,которые располагались на специальных пилонах по бокам фюзеляжа, по четыре с каждой стороны, тяга каждого 13 тонн.

     «Лунь» разделён на 10 водонепроницаемых переборок. В консолях крыла – топливные баки, разделённые на 4 отсека.

     Закрылки крыла состоят из 12 секций. Площадь стабилизатора – 227 кв.м., а крыла 550. Фюзеляж в нижней части покрыт специальной защитой от коррозии, а поверх ещё и особым лаком.

     На экраноплан устанавливали шесть ракет ПУ ПКР 3М–80 «Москит». Это противокорабельная ракета с радиусом действия до 250 км.

     Хотя атакующий потенциал у «Луня» был серьёзный и подбирался к кораблям противника он скрытно, но противники проекта утверждали что это был «путь в один конец». Нанеся удар, скрыться он уже не мог.

     В современную концепцию боя, когда удар наносится извне зоны противодействия противника, такой ракетоносец не вписывается. Поэтому интерес к экраноплану военными был утерян и финансирование прекращено.

     Второй ЛА пытались переоборудовать под спасательный корабль. На его борту решено было разместить госпиталь на 150 человек. Максимально он мог поднять 500. Но такого рода техника предполагает работу во время шторма, экраноплан не приспособлен к таким условиям, поэтому и этот вариант отпал.

Советский экраноплан "Лунь" проекта 903 "Каспийский монстр"

     В наше время группа активистов Нижнего Новгорода обратилась в Министерство Обороны с просьбой сохранить ракетоносец как музейный экспонат. В принципе, разрешение было получено, но транспортировка экраноплана из Каспийска оказалась слишком дорогой, поэтому было принято решение передать под музей вторую машину – «Спасатель», которая находится на заводе «Волга».

     Вот так и закончилась короткая военная служба ударного ракетоносца.

Материалы по теме: oruzhietopwar.ruwikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять