ВВА–14, он же «Фантомас».

  При первом взгляде на этот самолёт испытываешь в некотором роде шок, настолько удивительны и непохожи ни на что его формы. За такую причудливую внешность ЛА и получил своё прозвище.

Картинки по запросу вва-14 фото

 На самом деле, здесь было применено (но не всё реализовано успешно) большое количество, для своего времени передовых авиационных технологий. Проектом занимался один из талантливейших советских инженеров-авиаконструкторов Роберт Бартини.

  В начале 60-х годов прошлого века американцы создали и поставили в войска подводный атомный крейсер. Это было серьёзное нарушение военного паритета и в СССР стали активно искать способы противодействия. Одним из таких «ответов» должен был стать противолодочный бомбардировщик – амфибия вертикального взлёта.

  Роберт Бартини обдумывал свою конструкцию ещё в 1962 году, но полномасштабная работа над проектом началась с 1966 года.

Картинки по запросу вва-14 фото
Двигательная установка ВВА–14 включала 14 двигателей. 2 маршевых и 12 вертикального взлёта, причём последние необходимо было разработать «с нуля».

  Пятиметровые надувные поплавки – 12 отсековые. Каждый накачивался своим эжектором, а сдувался гидравлическими цилиндрами, вытеснявшими воздух, действуя на кольцевые штанги и тросы. Конструкция их была очень сложна и уникальна и потребовала долгой доводки и многих испытаний.

 Кабина пилотов могла отделяться – катапультировалась при крушении.

  В самолёт встроили 14 топливных ёмкостей общим объёмом 15500 литров.

 Грузоподъёмность в разных вариантах составляла от 2 до 4 тонн.

  Конструкция фюзеляжа – центроплан с огромными поплавками по бокам. К центральной конструкции крепились отъёмные консоли крыла. Маршевые двигатели устанавливались сверху центроплана, за кабиной, между двумя разнесёнными килями.

Картинки по запросу вва-14 фото

  Испытания продолжались долго и трудно. Многое пришлось изобретать и делать впервые. Был построен не один испытательный стенд. Наконец к 1972 году самолёт построили. С одним исключением. Двигатели вертикального взлёта не были готовы и лётные испытания начались без них. ВВА–14 в полёте оказался очень устойчив, а при посадке, на высоте около 8 метров, создавалась такая воздушная подушка, что лётчик-испытатель Ю.Куприянов даже просил командование дать разрешение бросить штурвал и докладывал, что самолёт сядет сам, но рисковать не стали.

 К сожалению в 1974 году умирает главный конструктор. После его смерти работы потекли вяло. Заглохла работа над двигателями вертикального взлёта и они так и не были созданы.

 Решили переделать ВВА-14 в самолёт-амфибию с различными вариантами применения:
корабельный вариант со складными крыльями,
транспортный вариант с 5-ти тонной грузоподъёмностью,
поисково-спасательная амфибия,
для поиска космонавтов и посадочных модулей,
самолёт-ретранслятор,
экспериментальный экранолёт 14М1П.

Картинки по запросу вва-14 фото
Но в итоге военные утеряли интерес к самолёту. Вероятно из-за бурного развития вертолётостроения и усовершенствования самолётов-амфибий.

  Налетав 103 часа за три года, ВВА–14 встал на вечный прикол, а советские инженеры и конструкторы получили бесценный опыт проектирования столь сложных авиаконструкций.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии