Рукописи не горят. Тайный замысел великого романа.

…Так кто же ты, наконец?

 — Я часть той силы, что вечно   хочет зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст»

   С этих слов, ставших известными, начинается одно из самых таинственных и великих произведений XX века. Творчество М.Булгакова уже долгое время особняком держится в русской литературе. Сколько-бы лет не прошло, книги знаменитого писателя находят отклик в сердцах миллионов читателей не только в России, но и во всём мире. Талант Булгакова сейчас ни у кого не вызывает сомнений, люди зачитываются его произведениями, записывают понравившиеся фразы в дневники.

   Получается, что гений Булгакова никуда не исчез, он по-прежнему с нами. Герои чудесных книг живут среди нас, их можно увидеть в характерах окружающих людей, их можно заметить в нашей окружающей действительности. Невозможно представить отечественную классику без романов Михаила Афанасьевича.

      Однако были времена, когда они запрещались. В СССР достать Булгакова – задача крайне сложная, почти невыполнимая. А всё потому, что в своем произведении автор отразил все изъяны, недостатки, его книги были антисоветскими, потому что давили на больное. В 30-е годы СССР только набирал мощь, строил разрушенную после кровавой революции экономику. В такое сложное время нельзя подрывать народную веру, ведь людей нужно сплотить, а не разъединить. М.Булгаков умел смотреть вдаль и подмечать главное, необходимое, драматическое. Роман «Мастер и Маргарита» — жемчужина творчества великого мастера слова, шедевр мировой литературы, украшение любой книжной полки. Речь пойдет о проблемах, загадках, значимых эпизодах грандиозного произведения.

  История создания романа.

    Булгаков считал роман «Мастер и Маргарита» главным своим детищем, ему он посвятил огромное количество времени, сил, жизни. Черновики сжигались, а затем заново переписывались, делались все новые и новые поправки. Изначально автор задумывал роман о Сатане, появилось название «Князь Тьмы», а оригинальное «Мастер и Маргарита» возникло позже.  В первоначальных задумках Воланд, вдруг решивший посетить Москву, был центральной фигурой повествования.  В 1939 году  М.Булгаков начал тяжело болеть. Он старательно оттачивал каждую фразу и слово, добавлял, а потом снова убирал реплики персонажей. Вскоре он уже не мог писать и диктовал текст жене. Существует версия, что окончательная восьмая версия так и не закончена, потому что одна из тетрадей таинственно исчезла.

  Одиночество и трусость. Вечный спор Иешуа с Пилатом.  «Что такое истина?»

      Над истиной автор работал на протяжении всего романа, который стал своеобразным авторским видением действительности.  Римский прокуратор  Понтий Пилат рассуждает об истине вместе с Иешуа, Маргарита пытается найти истину, мастера одолевают бесполезные попытки отыскать свой путь, и только всемогущий Воланд всё знает.

    Пилат – образ одинокого и брошенного человека, трусость – его главный порок. Он ненавидит свой город, ему противна даже мысль о нём. Пилату безразличны судьбы жителей этого города, его раздражают слова Иешуа о том, что все люди добрые. Здесь Булгаков невзначай намекает на чиновничий   аппарат, где не доверяют, скрывают собственную несостоятельность, иногда глупость. Почему Пилату не свойственны качества, присущие настоящим лидерам? Булгаков отлично понимал, что руководитель должен думать о себе в последнюю очередь, самое важное и ценное для него – благо народа. Пилат же мечтает только об одном: поскорее избавиться от мучительной головной боли. Прокуратор знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но ему не хватает духу изменить приговор, ведь на него оказывается давление. За неспособность принимать твердые решения Пилата мучает бессонница: ни днём, ни ночью ему нет покоя. Собака Банга – единственное существо, которое любит Пилат.

 Талант, гениальность и бессмертие. Пророчество М.Булгакова.

   Некоторые исследователи творчества Булгакова уверены, что в романе есть предсказание на много лет вперёд, что писатель во многом предсказал будущее нашей страны. Многие полагают, что у Воланда есть реальный прототип – И.В. Сталин.  Я думаю, что «Мастер и Маргарита» —  это личное творение, связанное с жизнью самого Булгакова. У мастера нет ни имени, ни фамилии, он является бессмертным прототипом автора: у него сложная жизнь, его произведения не печатают, бездарные критики решают судьбу поистине талантливых людей. Почему же мастер не заслужил света, а только покоя? Сам писатель под конец жизни мечтал лишь покое.  Быт Москвы 30-х годов переплетается с нравами Иерусалима. Булгаков связывает два разных промежутка истории, давая понять, что с течением времени ничего в мире не изменилось. Роман мастера – это символ бесконечности, огня и спокойствия.

   Воланд появляется в Москве не случайно, он восстанавливает утраченную справедливость, наказывает виновных. Сотрудники театра заслужили то, что с ними произошло. Воланд дает читателю важный урок: каждому воздастся по его вере. Веришь в любовь, как Маргарита – получи, надеешься на деньги – пожалуйста. «Рукописи не горят» — какое справедливое  и сильное заявление, фраза, ставшая крылатой. Искусство живёт вечно, время идёт, а люди не меняются. Роман М.Булгакова « Мастер и Маргарита» — книга, достойная высшей награды в вечности.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Уведомлять