Тайное общество «Диск». Гипотезы. Выпуск 16 (Парадигма «Диска» у Бориса Акунина).

  Цикл исторических детективов об Эрасте Фандорине вне всякого сомнения, является одним из самых популярных детективных циклов современности. В этих детективах  присутствует значительный элемент конспирологии, мистики и научной фантастики (например, перемещения во времени).  Несмотря на то, что данный цикл многократно анализировался профессиональными литературоведами, никто  (как я уже сказал в прошлой статье) не заметил, что  здесь детально  и довольно откровенно  описана парадигма «Диска».

Илья Носков в роли Фандорина из сериала «Азазель» (2002)  

  На мой взгляд, она описана намного откровеннее, чем у Ивана Ефремова, книги которого много лет были для меня главным источником информации по этому вопросу. Более откровенное её описание я встретил только у ученика Ивана Ефремова – Олеся Бердника. Но на мой взгляд, её трактовка у Б. Акунина возможно даже  ещё глубже и интереснее. Речь идёт о двух романах – «Азазель»  и «Алмазная колесница».  

 Не знаю, является ли Григорий Чхартишвили «дисковцем». Возможно, он просто, как и я в своё время, очень внимательно читал Ивана Ефремова и других «дисковцев». Но в том, что у него описана парадигма «Диска» (или Роберта Бартини, как кому больше нравится) лично у меня нет никакого сомнения.

  В «Азазеле» Эрасту Фандорину, совсем молодому чиновнику сыскной полиции  (ему тогда 20 лет) приходится столкнуться с невероятно могущественной тайной организацией «Азазель»  в Москве. В «Алмазной колеснице»  молодому дипломату Эрасту Фандорину (в 22 года) приходится столкнуться с другой тайной организацией в Иокогаме.

  Эраст Фандорин, безусловно, гениальный сыщик, который  ни в чём не уступает  Шерлоку Холмсу Конан-Дойля. Более того, в одном из романов Акунина Э. Фандорину и Ш. Холмсу даже пришлось поработать вместе. Но, нужно отметить, что Фандорин умудрился не заметить, что парадигма «Азазеля» и парадигма тайной японской организации – организации профессиональных убийц – ниндзя, которую можно назвать «Алмазная колесница», совершенно одинаковы. Фандорин, увы, не мыслитель, а человек действия.

  Впрочем, он и не мог этого заметить  в связи с требованиями сюжета. Пойми он это, Акунину пришлось бы детально рассказать о парадигме «Азазеля» и «Алмазной колесницы». Но Акунин, очевидно, не хотел этого делать. Информация о данной парадигме разбросана в его произведениях буквально крупицами. Что, впрочем, вполне понятно.

  Сюжетно  «Азазель» и «Алмазная колесница», точнее  вторая её часть – очень похожи. Столкнувшись с данными тайными организациями, Фандорин, несмотря на молодость, в силу своей гениальности  (в первом случае) помогает спецслужбам европейских и американских государств почти уничтожить «Азазель».  Хотя и ясно, что именно почти.

  Один к одному ситуация развивается и в Японии, но с одной оговоркой.

  Уже в ходе борьбы с «Азазелем» Фандорина начинают терзать сомнения. Он не может принять методов «Азазеля»: часто невероятно жестоких и невероятно подлых, но всё больше проникается его целями.

  Одна из главных особенностей парадигмы «Диска» в том, что она не осуждает принцип: «Цель оправдывает средства».  В «Часе Быка» Ивана Ефремова главная героиня Фай Родис  сформулировала его так: «Руководясь достойными намерениями, я смею всё!». Именно этого не может, вернее, так и не смог принять Фандорин.

  Но в «Алмазной колеснице» Фандорин  всё же  сумел вовремя остановиться, и не только не дал японским спецслужбам, полностью уничтожить указанное тайное общество, но и сам стал одним из его членов.  Его наставником стал сам глава этого общества – Момоти Тамба, который понимает, что Фандорин гений.

  Впрочем, здесь нужна ещё одна оговорка – он так и не стал для ниндзя своим до конца. Они только вывели его на «Алмазный путь»  и отпустили, поскольку он попал к ним слишком поздно. Данный момент ещё в «Азазеле» неплохо сформулировала руководительница данной организации Маргарет Эстер:

 «Постойте-ка, миледи, — наконец-то додумался насторожиться Эраст Петрович. — А почему вы со мной так откровенны? Неужто вы надеетесь перетянуть меня в свой лагерь? Если б не пролитая кровь, я был бы целиком на вашей стороне, однако же ваши методы…

  Леди Эстер, безмятежно улыбнувшись, перебила:

  — Нет, друг мой, я не надеюсь вас распропагандировать. К сожалению, мы познакомились слишком поздно — ваш ум, характер, система моральных ценностей успели сформироваться, и теперь изменить их почти невозможно».

  Есть здесь и ещё одна причина: у Фандорина не пробуждены способности Прямого Луча, а адекватно пробудить их можно только в раннем детстве. Я уже приводил эту цитату из «Часа Быка» в других статьях. Здесь  повторюсь: «Только в раннем возрасте, до кондиционирования человека системой устоявшихся взглядов, прорываются в нём способности Прямого Луча, ранее считавшиеся сверхъестественными: например, ясновидение, телеакцепция и телекинез, умение выбирать из возможных будущих то, которое совершится. Мы на Земле стараемся развить эти способности в возрасте, когда ещё не кондиционирована величайшая сила организма — Кундалини, сила полового созревания».

  Правда, Маргарет Эстер надеялась пробудить у Фандорина эти способности, применив техническое устройство, аналогичное ингибитору короткой памяти или «Чёрной короне» Ефремова. Но такой способ потребовал бы очень многих лет, не говоря уже о том, что был невероятно рискованным. Ниндзя же сочли применение данной методики к Фандорину нецелесообразным.

  Продолжение следует…

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Уведомлять