Тайное общество «Диск». Гипотезы. Выпуск 23 («31 июня» и шестимерная вселенная).

  Обдумав ситуацию, я решил, что рассказ о тайном обществе «Диск» будет неполным, если я не покажу на конкретном примере, как «дисковцы» раскрывали свою парадигму, через литературные произведения и художественные фильмы. В качестве примера возьмём повесть Джона Пристли «31 июня» и одноимённый фильм Леонида Квинихидзе.

 

   Фильм «31 июня» я посмотрел в раннем детстве, в новогоднюю ночь с 1978 на 1979 год. Он  произвёл на меня очень большое впечатление.  Возникало чувство, что здесь было сказано нечто очень важное. Понятно, я в детстве не мог ответить на вопрос: «Что?!» Однако  очень хотел это понять, и очень хотел пересмотреть фильм ещё раз.

  Мне это удалось очень нескоро. Фильм был показан по центральному телевидению только один раз и надолго лёг на полку. Вновь он вернулся на экраны только в конце 80-х годов  в годы «Перестройки». Я к тому времени  уже успел закончить школу, потом военное училище и стать офицером Вооружённых Сил. Но о фильме не забыл.

  В армии  по телевидению  мне удалось пересмотреть только первую серию, в Вооружённых Силах очень тяжело со временем.

  И только много лет спустя, уже при достаточно развитом интернете, мне удалось несколько раз внимательно пересмотреть этот фильм и понять, что же меня в нём так заинтересовало.

  Первое, что сразу бросается в глаза в этом фильме, и что я заметил ещё в детстве – это подчёркнутое презрение к науке. В СССР это вообще ошарашивало, не стоит забывать, что КПСС буквально возвела науку в культ, и даже учение Маркса называла «научным коммунизмом». В «31 июня»  (кстати, не только в фильме Леонида Квинихидзе, но и в книге Джона Пристли) современная наука откровенно высмеивается.

  Это особенно бросалось в глаза на фоне советской научной фантастики. Советская научная фантастика – это буквально реквием науке.  Она создала образ нового героя – героя-учёного.  Например, Румата Эсторский в «Трудно быть богом»  братьев Стругацких, Иван Гирин  в «Лезвии бритвы»  Ивана Ефремова, девочка Алиса Селезнёва – героиня массы произведений Кира Булычева. И то, что она ещё  вроде бы  не стала учёной, поскольку ещё девочка, сути не меняет. Она действительно учёный по призванию и герой по призванию, всегда проявляющая настоящий интеллект и настоящее бесстрашие.

  Конечно, в этом нет ничего плохого. Думаю, что такой герой объективно приходит на смену традиционному герою. Значение интеллекта в нашем мире стремительно растёт.  Уже ясно, что  в современных условиях классический «ковбой» или классический «рыцарь»  всегда проиграет «ковбою» или «рыцарю» – интеллектуалу. Однако и в фильме, и в книге  всё подано совершенно иначе.

  Учёных, что в фильме, что в книге два: магистр Джарви (XII век) и доктор Джарвис (XXI век). В фильме их играет один актёр – Игорь Ясулович, что тоже не случайно, но об этом позже. И оба они показаны законченными остолопами  не потому, что они очень глупые, а потому, что то, чем они занимаются — то есть, наука —  очень далеко от жизни.

  «31 июня» – классическая фэнтези, но главный приём, используемый здесь, скорее  из арсенала научной фантастики. Весь сюжет построен на перемещениях во времени.  Пожалуй, это единственное известное мне произведение, где перемещения во времени организуют не учёные XXI века, а маги века XII.

  В общем, всё поменяли местами. Не магия – «хрень, оторванная от жизни  и занятие шарлатанов», а   наука, и не только наука XII века, но и наука века XXI.

  Самое главное – в фильме и книге кратко, но в достаточной мере дана парадигма, на которую опирается магия XII века. Она  дана в сравнении с теорией относительности Эйнштейна. Суть этой парадигмы проста – наша вселенная не четырёхмерна, а шестимерна.

  Вот как выражает эту мысль маг Мальгрим в беседе с главным героем повести Сэмом Пенти. Здесь я цитирую книгу, а не фильм, но в фильме всё изложено также  и, более того, несколько подробнее:

  «Итак, Сэм… мне бы хотелось по возможности обойти стороной профессиональные мелочи, но… насколько близко вы знакомы с проблемой пространств высшего порядка?

  — Совсем не знаком. Кто такая принцесса Мелисента?

 — Попробуем представить себе вселенную шести измерений, — сказал Мальгрим. — Первые три — это длина, ширина и высота, три остальные можно определить так, первое — сфера внимания и материального действия, второе — сфера памяти, третье — сфера воображения. Вы следите за моей мыслью?

  — Нет, — ответил Сэм. — А что вы имели в виду, когда сказали, что принцесса хочет со мной познакомиться и что за этим вы сюда и явились?

  — Все, созданное воображением,  должно существовать где-то во Вселенной».

  Хотя  и в книге есть одна деталь, которой нет в фильме. Дальше Мальгрим сказал:

  «Вы, верно, думаете, Сэм, что принцесса Мелисента — личность воображаемая.

 — М-м-м… с одной стороны, конечно, — сказал Сэм осторожно, — но с другой стороны…

  — Вы совершенно правы, — улыбнулся Мальгрим. — Потому что, разумеется, и то, и другое верно. И поскольку она убеждена, что её жизнь — реальность, она, естественно, полагает, что вы должны быть вне реальности, как, разумеется, полагаю и я…

  — Минутку! — Сэм был возмущен до глубины души. — Вы что же, хотите сказать, что эта наша жизнь — ненастоящая, нереальная?

  — Разумеется. Это дикая мешанина из снов, кошмаров, пустых фантазий и мимолетных обольщений. Но, разумеется, ваш мир существует… и вы существуете в нём…».

  Должен сказать, что  в этих нескольких строчках Джону Пристли удалось очень точно выразить суть концепции шестимерной вселенной Роберта Бартини. Тот любил повторять: «Все сделано из вещества того же, что наши сны!..».

  Но прежде, чем мы затронем несколько детальнее этот вопрос, я бы хотел раскрыть ещё один. Я уже сказал, что магистра Джарви и доктора Джарвиса в фильме «31 июня» сыграл один и тот же актёр – Игорь Ясулович. Но дело в том, что в этом фильме почти всем актёрам пришлось сыграть по две роли.

  Владимир Зельдин  сыграл короля Пэрадора – Мелиота (XII век) и шефа рекламного агентства мистера Диммока (XXI век).

  Людмила Власова – фрейлину принцессы Милисенты – леди Нинэт (XII век) и Энн – сотрудницу рекламного агентства (XXI  век).

  Александр Годунов – придворного музыканта Лемисона (XII век) и  Боба Тейлора, видимо, сына магната владельца могущественной фирмы «Тейлор», увлекающегося музыкой и танцами (XXI век).

  И это тоже далеко не случайно.

  Продолжение следует…

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять