Воспоминания о будущем, которое пока(?) не состоялось… Анализ творчества Ивана Антоновича Ефремова и других советских писателей-фантастов….. Приглашаем к свободному обмену мнениями все заинтересованные стороны.

Гностицизм (?) Ивана Ефремова. Продолжение.

  Считать Ивана Ефремова сторонником гностицизма также можно на основании его яростной критики христианства. Как и настоящий гностик, он не приемлет христианского смирения перед могуществом Бога. В романе Ефремова «Лезвие бритвы» в устах его главного героя Гирина звучат пренебрежительные слова о рабском преклонении перед грозной силой Бога, которое, по его мнению, «составляет основу древнееврейской религии и её дериватов – христианства и ислама». Однако ещё в Ветхом Завете рабами Божьими называли себя цари Древнего Израиля, подчеркивая тем самым, что над ними нет иной власти, кроме Бога. И это словосочетание символизировало почетный титул, и не имело того уничижительного окраса, который стали приписывать ему … читать далее

Иван Ефремов и звёздные войны 8. Первый этап формирования класса номенклатуры в СССР

  Единственным хозяином положения в нашей стране было и остаётся номенклатурное начальство и ни «перестройка» Горбачёва, ни «демократизация» Ельцина, ни «патриотизм» Путина так и не привели к тому, что номенклатура была отстранена от власти, что как воздух нужно нашей стране. Но есть ещё одна важная деталь – формирование класса номенклатуры в СССР прошло несколько этапов.  Думаю, этот процесс ещё ждёт своих исследователей.

           Обложка книги М. Восленского «Номенклатура»

  Михаил Восленский в книге «Номенклатура – господствующий класс Советского Союза» детально изучил данный паразитический социальный слой. Он отметил, что формирование советской элиты прошло три этапа  и на первом этапе советская элита не была номенклатурной. … читать далее

Гностицизм(?) Ивана Ефремова.

 Некоторые исследователи творчества Ивана Ефремова считают, что он — как и ряд других советских писателей-фантастов — был членом тайного общества, проповедовавшего гностицизм. Так ли это было на самом деле? Мы вряд ли узнаем. По крайней мере, мне не известно о существовании подлинных документов, подтверждающих этот факт.  Но с другой стороны, следует учесть, что гностики всегда пытались окружить свое учение  неким ореолом таинственности. И поэтому, опираясь на тексты Ефремова, можно предположить, что Иван Антонович  не только был хорошо знаком с идеями гностицизма, но и отчасти сам их разделял.

   Для начала определимся с тем, что же такое гностицизм.

 Корни учения уходят в … читать далее

Сергей Лукьяненко и нуль-пространство (рецензия на «Новый Дозор»).

  Роман Сергея Лукьяненко «Новый Дозор» – шестая книга из цикла о Дозорах. Она вышла  в свет после очень большого перерыва. Пятая книга «Последний Дозор» вышла в 2005 году, а «Новый Дозор» в 2012.

  Самой интересной её чертой является то, что в ней есть очень неожиданный сюжетный поворот. Внезапно выясняется, что сумрак – это самоорганизующаяся система; то есть, громадное разумное существо, выросшее до размеров целой планеты, в данном случае, нашей Земли.

  В принципе, в самоорганизующихся системах в фантастике нет ничего нового. Их описано очень много.  Они возникали как по «естественным» причинам, так и были созданы людьми.

 Из самоорганизующихся систем, получивших широкую … читать далее

Иван Ефремов и христианство.

  Критикуя в своих произведениях христианство, (вернее сказать, некую религию, которую он считал христианством), Иван Ефремов, на самом деле, оказывается очень близок к православному христианскому вероучению в том, каким должен стать обновленный человек, достойный счастливого будущего.

  Например, в романе «Час Быка» Ефремов словами Фай Родис говорит: «С переходом сознания на высшую общественную ступень мы перестали замыкаться в личном страдании, зато безмерно расширилось страдание за других, то есть сострадание, забота о всех, об искоренении горя и бед во всем мире – то, что ежечасно заботит и беспокоит каждого из нас».

Теперь сравните:

  • «…возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Евангелие от Марка, гл.
читать далее