Архив рубрики: Ефремовские чтения.

Воспоминания о будущем,которое пока(?) не состоялось… Анализ творчества Ивана Антоновича Ефремова и других советских писателей-фантастов….. Приглашаем к свободному обмену мнениями все заинтересованные стороны.

Иван Ефремов и звёздные войны 1. Номенклатурная система (Торманс)

 В прошлой статье «Закон Синед Роба» я детально описал этот закон, из которого, согласно концепции Ефремова, вроде бы следует, что цивилизации недостаточно зрелые этически не могут выйти в межзвёздный космос. Такая цивилизация не может этого сделать, поскольку раньше сама себя уничтожит либо в пределах планеты, либо, в лучшем случае, в межпланетном пространстве.

  Нужно отметить, что разговор об этом Иван Ефремов начал не в «Часе Быка», а гораздо раньше, в небольшой повести «Сердце змеи», написанной в 1958 г. Вот цитата оттуда: «Высшая форма общества, которая смогла победить космос, строить звездолеты, проникнуть в бездонные глубины пространства, смогла всё это дать только после … читать далее

Закон Синед Роба

    В романе «Час Быка» Иван Ефремов ввёл интересное понятие – «Закон Синед Роба» или другое название – «Порог Синед Роба». Суть закона проста: общество, низкое по морально-этическому уровню, не может выйти в межзвёздный космос, поскольку истребит само себя своим собственным оружием либо в пределах планеты, либо, в лучшем случае, в пределах своей планетной системы.

Иван Ефремов

 Мы, ефремовцы, много лет детально изучали это понятие и пришли к выводу, что Синед Роб – это известный британский учёный венгерского происхождения Деннис Габор, лауреат нобелевской премии по физике за 1971 г. за изобретение голографии. Именно он однажды выдвинул и обосновал такую идею. Само … читать далее

Мир вечного страдания.

 Продолжая тему богоборчества в советской фантастике, хочу отметить, что  никому не удалось  раскрыть её так глубоко, как Ивану Ефремову. Он это сделал именно глубоко и иносказательным языком.  Среди советских писателей фантастов раскрыть тему богоборчества с возможной на то время степенью откровенности и предельно подробно  позволил себе только его ученик (как его часто  называют: «украинский Ефремов») Олесь Павлович Бердник.

 Он позволил себе  детально раскрыть то, что у И. Ефремова намечено только вскользь. Роман «Звёздный корсар»  дал подробные художественные иллюстрации того, что у Ефремова намечено лёгкими штрихами.

Иван Ефремов

  Яркий пример —  эпизод из романа Ефремова «Лезвие бритвы». В конце романа есть … читать далее

Тайное знание гностицизма.

  В моей прошлой статье «Тема богоборчества в советской фантастике» я затронул вопрос о том, что ряд советских фантастов, похоже, в своих произведениях, тайно пропагандировали некое неизвестное науке нематериалистическое богоборческое учение, близкое к гностицизму. Почему близкое к гностицизму, а не именно гностицизм, я расскажу позже. Теперь хочу несколько развить эту тему.

  Гностицизм строится на концепции реинкарнации, так же как и великие религиозно-мистические учения востока. Тесную связь между гностицизмом и индуизмом, кстати, неопровержимо доказала Е. Блаватская. Самое же главное, суть гностицизма в том, что существует некое тайное знание – гносис, овладев которым человек станет равен по могуществу Господу Богу и сопутствующим ему читать далее

Тема богоборчества в советской фантастике.

  Так сложилось, что, что в СССР, что в современной России мало кто знает, что были не только религии прославляющие Господа Бога, но и религии его проклинающие. Религии,считающие, что тот, кого христиане считают самим олицетворением добра — на самом деле редкий подонок, законченный мерзавец, сотворивший изначально изуродованный мир. Мир, в котором всё живое обречено на страдания, продолжающиеся миллиарды лет. Либо даже наш мир не сотворивший, а узурпировавший в нём власть, и именно эта узурпация и привела к тому, что наш мир стал изначально изуродованным.

  Пожалуй, самой яркой такой религией стал гностицизм, и, опять же, в СССР и РФ мало кто знает, … читать далее