В–12 (он же «Гомер»). Экстра-класс конструкторской мысли.

  «Перед инженерно-техническим достижением, каким является вертолёт В–12, можно только снять шляпу». С. Сикорский.

Картинки по запросу МИ - 12 фото

     В начале 60-х США, благодаря своим вооружённым силам с сильнейшим ядерным потенциалом, господствовали в мире. Чтобы противостоять им в СССР разработали концепцию сдерживания агрессора с помощью ядерных баллистических ракет, которые базировались в подземных шахтах. Как правило, они располагались в труднодоступных регионах и, кроме того, должны были периодически менять местоположение с целью повышения выживаемости и неуязвимости.

Картинки по запросу МИ - 12 фото

     Обозначилась техническая задача – метод перевозки такого рода грузов на огромных территориях и практически без дорог. Созрела идея создания вертолёта способного поднять 30 тонн груза. В то время только американский СН–47 Chinook мог поднять 15 тонн. К проекту приступили КБ М. Л. Миля и Яковлева. Рассматривались два подхода – поперечная схема конструкции винтов (Миль) и продольная (Яковлев). По продольной схеме был построен и СН–47. Эта схема имела ряд серьёзных недостатков – это затенение заднего винта передним, неравномерная нагрузка на редукторы, сильная вибрация фюзеляжа, невозможность взлёта с разбега, следовательно, меньшая грузоподъёмность.

     В жарких спорах, при поддержке начальника ЦАГИ – Мясищева, — победил М. Л. Миль, а КБ Яковлева после этого навсегда оставило конструирование вертолётов.

     В-12 стал лучшим творением известного авиаконструктора, его «лебединой песней». В вертолёте применены и запатентованы интересные инженерные решения. Вместе с тем удалось сократить время постройки за счёт использования готовых узлов вертолёта МИ–6. В частности, это были пяти лопастные винты, на каждый из которых устанавливались по два форсированных двигателя Д–25ВФ. Они устанавливались на законцовках крыла. Так как консоли затеняли отбрасываемый винтами воздух, появилась идея сузить их от винта к корпусу вертолёта. Это увеличило грузоподъёмность аж на 5 тонн. Заново сконструировали редуктор, что позволило избежать захлёстывания лопастей и держать постоянный зазор между ними в 1,5 м. Изобрели систему передачи мощности с одного винта на другой. Благодаря этому, при отказе даже двух двигателей, вертолёт мог продолжать полёт. Гениальная догадка Миля – обратное вращение винтов. Обычно, в этой схеме лопасти загребали к фюзеляжу, конструктор предложил наоборот. В итоге, сильно уменьшилась вибрация. Устойчивость в полёте у В–12 стала феноменальная. Если пилот бросал ручку управления – вертолёт ещё 7 минут продолжал плавно лететь.

     Однако в июне 1967 года «первый блин был комом». При взлёте машина накренилась и рухнула, повредив шасси. Виной тому оказалась длинная и разветвлённая система рычагов управления – лётчик не мог вовремя реагировать на изменение положения вертолёта.

     К 1969 году все недоработки были убраны и ЛА прекрасно прошёл лётные испытания, совершил около ста вылетов, в итоге установил мировой рекорд на века, подняв 44 тонны груза.

Картинки по запросу МИ - 12 фото

     Настоящий фурор машина произвела на выставке в Ле-Бурже (Франция) в 1971 г. Публика со всего мира была потрясена.

     Времена изменились. К этому моменту на вооружение были приняты ядерные баллистические ракеты с меньшей массой, их стали размещать на поездах и автомобилях и необходимость в В–12 отпала.

     В эксплуатации, к сожалению, эта машина была очень дорога. Поэтому два построенных вертолёта сейчас хранятся, один – в музее ВВС в Монино, второй – на заводе Миля под Москвой.

Материалы по теме: popmech.ruaviation21.ru.

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять