«Жажда», Виктор Глебов.

Издательство: ЭКСМО, 2018 год.
Серия: «Ваше благородие чёрная магия. Мистический детектив».

  За приключениями Инсарова слежу давно, ещё с тех пор как они начали появляться в сети, ведь проект родился именно как сетевой, причём межавторский – то есть, несколько писателей создавали повести про одного и того же героя – следователя петербургского сыска Петра Дмитриевича Инсарова. Персонаж получался довольно разносторонним и, как ни странно, не противоречивым, что, по идее, было бы не удивительно с учётом того, что авторы разные. Сам по себе герой яркий, со своими фишками, и при этом не похожий на других известных детективов. Хочется отметить такие находки как разноцветные глаза, за которые его прозвали ещё в гимназии бесом, привычку вырезать из дерева нэцки – на память о раскрытых делах. Инсаров собрал уже целую коллекцию, которая красуется на каминной полке у него дома. Носит герой шляпу котелок, что, видимо, свидетельствует о его собранности и целеустремлённости, ведь моду на эти шляпы ввели сначала охотники и егеря, а затем переняли деловые люди 19 века, которым тратить время попусту некогда. Кроме того, Инсаров пьёт чёрный кофе и носит трость с головой в виде крокодила – подарок сослуживцев. При этом он практически не пользуется оружием, даже во время экшн-сцен, которых в его приключениях хватает.  При себе у него обычно лишь дерринджер, на всякий случай.

  Судьба героя не баловала. Семью его – жену и сына — убили, что наложило отпечаток на душу героя. Правда, подробности этого эпизода его биографии мы узнаем лишь в январском сборнике «Чёрный человек». Пока же проект перебрался на бумагу в виде романа создателя образа Инсарова и идейного вдохновителя Виктора Глебова.  Называется  книга «Жажда», и название это имеет двойное значение: с одной стороны, действие происходит летом, в 19 веке, примерно в 1892 году, во время небывалой засухи; голод и эпидемия холеры охватили Санкт-Петербург (кстати, судя по этому, действие романа предваряет повесть Глебова «Незнакомцы»); с другой, в деле предположительно замешаны вампиры, так что жажда может относиться и к ним.

  Начинается сюжет с того что Инсаров отправляется в компании патологоанатома-криминалиста доктора Мериме, живущего в России француза, в деревню Кленовая роща (предполагаю, что это намёк на Осиновую рощу, реально существующую под Петербургом, но, видимо, автор решил, что в романе с вампирами осина это уже перебор; впрочем, это лишь допущение). Поначалу кажется, что автор долго запрягает: описывается город, охваченный засухой, голодом и холерой, дорога в деревню. Но затем по прибытии на постоялый двор действие начинается ускоряться, и интрига уже не прерывается. Скажу лишь, что Инсаров сразу сталкивается с призраками и заговором против него, а также видит некую загадочную картину, с которой связана одна старая и зловещая легенда.

 Главный герой ведёт расследование так, что сцены классического детектива перемежатся с экшеном и готикой. Это не удивительно, поскольку книга насыщена мистическими и даже хоррорными мотивами. Например, присутствуют вампиры, привидения, кладбища, украденные трупы, склеп, цыгане, колдуны вуду, зомби, фальшивомонетчики и паукообразные твари. С другой стороны, автор показывает и различных обитателей деревни – аристократов, лесничего, пастухов, местную полицию, содержателей трактиров. Герои рискуют, подвергаются опасности, находят и теряют нити расследования, но неуклонно продвигаются к разгадке, которая, кстати, не так проста, как может показаться до того, как будет закрыта последняя страница романа.  Не лишена книга и юмора, хоть и, в основном, чёрного.

 Несмотря на то, что в романе совершается ряд убийств, это не триллер про маньяка, а именно детектив.

 Отдельно хочется сказать о стилизации. «Жажда» написана отнюдь не современным языком, видно, что автор поработал над тем, чтобы создать аутентичный текст, хотя это и не копирование стиля классической русской литературы. Читается книга очень легко, глаз ни за что не цепляется, и необычное порой построение фраз не мешает, хотя оно и явно «состаренное». В общем, перед нами этакая картина с «паутинкой», но паутинка не настоящая, а просто мастерски нанесённая.

  Жаль, нет внутренних иллюстраций. Обложка, кстати, выглядит весьма стильно, одновременно и намекая на то, что действие происходит в 19 веке и на то, что роман современный.

 Мой вердикт: любителям готики и исторического детектива читать  непременно.

Автор статьи: Юрий Симоненко.

 

 

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять